Насилие в зоне доверия

Правила оказания психологической помощи жертвам насилия

Правила оказания психологической помощи жертвам насилия.


(смотрите также нашу статью с основными правилами помощи Красного креста)

Если вы не психолог - постарайтесь не выносить диагнозов, не навязывать человеку позицию и не склонять его к отношению к ситуации в каком-то конкретном ключе. Самое лучшее, что вы можете сделать - это постараться связать пострадавшего с профессионалом психологом, который поможет пережить травму быстрее и мягче. Прочитав эту статью вы возможно лучше осознаете насколько важно жертве насилия в дальнейшем получить именно помощь профессионала. 

Насилие по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Нарушения, возникающие в результате насилия, затрагивают все уровни функционирования человека: познавательную сферу, аппетит, сон, приводит к стойким изменениям личности. Пережитое в детстве насилие влияет на всю последующую жизнь человека. В этой связи крайне важна как можно ранняя психологическая помощь и поддержка.

Психологическая помощь жертвам насилия представляет собой сложную задачу, поскольку люди, подвергшиеся и/или подвергающиеся насилию, находятся в тяжелом психоэмоциональном состоянии, испытывают стыд, вину, зачастую отрицая факт насилия, сохраняя произошедшее в тайне (особенно если это семейная ситуация).

Для них могут быть характерны: переживания ужаса, сверхбдительности, чувства безнадежности и бессилия, физиологическое и психическое напряжение, внутренний дискомфорт, нарушения сна, навязчивые воспоминания, суицидальные мысли.

Для людей, подвергшихся насилию, как последствия произошедшего характерны: низкая самооценка, извращённое представление о семье, о роли женщины в обществе, оправдание действий обидчика, чувство вины и отрицание чувства гнева, которые они испытывают по отношению к обидчику, уверенность, что никто не может помочь им в решении проблемы насилия, вера в миф о насильственных отношениях в семье как нормальных отношениях между партнерами.

Конечно, психологическая помощь жертвам насилия будет существенно отличаться в зависимости от ситуации насилия, ее многократности, масштабности, от возраста человека, пережившего насилие и так далее. Однако, в целом, можно выделить три этапа психологической работы: срочная (или первая) помощь, этап кризисной работы, исследовательский этап работы.

Срочная психологическая помощь жертвам должна быть направлена на стабилизацию их текущего психического и физиологического состояния и восстановление безопасности их жизнедеятельности. Важно помнить, что срочная помощь не предполагает глубокого психологического исследования, экспериментирования и так далее.

Если кто-то из вашего окружения подвергся физическому или психическому насилию и обратился к вам за поддержкой, постарайтесь отнестись максимально внимательно к человеку и соблюдать основные правила взаимодействия в оказании первой помощи:

  • Не бросайтесь обнимать пострадавшего, избегайте лишнего телесного контакта. В крайнем случае, можно взять аккуратно его за руку или положить руку на плечо. 
  • Не решайте активно за пострадавшего, что ему сейчас необходимо и тем более не давите на него, если он не согласен с вашими советами  (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).
  • Не расспрашивайте о подробностях произошедшего, не обвиняйте. Не пытайтесь сразу проводить анализ и обсуждать: «кто прав - кто виноват». Если человеку что-то угрожает до сих пор помогите ему чем можете создать безопасную зону, а затем сразу перенаправьте его профессионалам. 
  • Дайте почувствовать, что пострадавший может рассчитывать на вашу поддержку. Поддержка в такой ситуации очень важна. Опишите человеку на что он может рассчитывать. Не обещайте в порыве жалости того, что не сможете выполнить, если что-то сделать не в ваших силах скажите это открыто и отметьте, что сделаете всё возможное чтобы найти кого-то, кому это по силам.
  • Если пострадавший начинает рассказ о случившемся, то не расспрашивайте и не переспрашивайте о конкретных деталях, побуждайте говорить о чувствах, связанных с событием. 
  • При необходимости можно сопровождать пострадавшего, например, если он идет в полицию подавать заявление или на опознание погибших родственников. 

В кризисной работе с жертвами насилия основная цель психолога заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний, чувства собственной неполноценности, ущербности, в формировании адекватной самооценки. На данном этапе важно дать возможность пострадавшему пережить сложные чувства, возникшие в ситуации. Данный этап работы может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. Индивидуальный формат позволяет создать более безопасную среду, тогда как в групповом формате пострадавший может получить больше поддержки и увидеть, что он не одинок. Вместе с тем, важно помнить, что целям кризисной работы больше удовлетворяют небольшие гомогенные группы (то есть состоящие из участников, имеющих схожую проблематику), существующие непродолжительное время (около 2 месяцев).

Если вы психолог и консультируете пострадавшего или просто друг, к кому обратились за советом в сложный момент, обратите внимание на эти возможности:

При кризисном консультировании пострадавших важно:

  • Обеспечить возможно более полное принятие себя.
  • Помочь составить конкретный план действий в обстоятельствах, связанных с насилием.
  • Помочь определить основные проблемы.
  • Помочь в мобилизации систем поддержки.
  • Помочь в осознавании серьезности произошедшего.
  • Помочь осознать необходимость потратить время на выздоровление.
  • Выявить и укрепить сильные стороны личности пострадавшего. После эмоционального отреагирования можно постепенно переходить к работе, направленной на исследование поведенческих паттернов и механизмов, обеспечивающих воспроизведение ситуации насилия. Целью данного этапа работы является репарация системы межличностных отношений. Этот этап работы является длительным и может продолжаться в течение нескольких лет.

Говоря об исследовании межличностных отношений, очень важно отметить специфику отношений психолог – клиент в работе с такими клиентами. Психолог часто вынужден участвовать в разыгрываемой клиентом динамике доминирования, подчинения и принуждения, являющихся характерными чертами отношений клиентов, развивающихся в ситуации насилия. Д. Дейвс и М.Д. Фраули выделяют 8 ролевых конфигураций таких терапевтических отношений:

  • Злоупотребляющий родитель и заброшенный ребенок;
  • Насильник и жертва;
  • Спаситель и ребенок, ожидающий спасения;
  • Совратитель и совращенный.

Каждая ролевая пара осязаемо воссоздается в процессе психологической помощи. Поскольку клиент в качестве средства коммуникации использует повторное разыгрывание, то постоянно существует вероятность повторного насилия как внутри, так и вне психотерапевтических отношений.

В процессе терапевтических отношений самоощущение клиентов, история жизни которых связана с насилием, очень переменчиво: то клиент переживает чувства ребенка, маленького, беспомощного и взволнованного перед могущественным взрослым, то – дистанцирован, обособлен и как бы «не здесь». У таких клиентов размыта граница между «сейчас» и «после», что вносит вклад в повторное переживание событий прошлого, как если бы они были частью событий настоящего. Такая неспособность клиентов делать свой опыт объектом рефлексии с опорой на язык и образование символов приводит к тому, что интенсивные переживания из прошлого вновь возникают в настоящем. Трудность для психотерапевта – в том, чтобы сохранить свою целостность, оставаться одновременно и наблюдателем и участником действия, разворачивающегося в психотерапии.

Для клиентов – жертв насилия характерна склонность к диссоциации переживания: диссоциированное переживание не похоже на вытесненное, диссоциация отделяет переживание от памяти, переживание расчленяется отдельно на соматические, обонятельные, осязательные «воспоминания», отдельные аффективные «вспышки». Психические состояния переживаются как отчужденные, не мыслимые «лингвистически», ужасающий опыт клиента не может быть выражен словами. Именно поэтому рассказывание истории своей жизни, истории насилия становится очень важным.

С клиентами – жертвами насилия психологами используются следующие методы психотерапии:

Психоанализ – направлен на интеграцию ранее подавленных диссоциированных болезненных проявлений в общую структуру личности и анализ психологических причин их обусловливающих.

Аналитическая терапия К.Г. Юнга – позволяет прорабатывать травматические переживания на символическом, бессознательном уровне, что создает для клиента ощущение безопасности.

Экзистенциальная терапия И. Ялома – способствует преодолению переживания беспомощности, чувства потери контроля, исследованию и поиску жизненного смысла, восстановлению способности человека более полно присутствовать в своей жизни.

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса – помогает клиенту выразить себя, способствует интеграции глубинных переживаний и накопленного опыта с «Я-реальным».

Гештальт терапия Ф. Перлза исследует способы, с помощью которых, у клиента был прерван контакт с реальностью, направлена на восстановление творчества в контакте с собой и с окружающей средой.

Терапия реальностью В. Глассера – стремится побудить жертву взять на себя ответственность за различные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей.

Когнитивно-поведенческая терапия Ф. Зимбардо, С.Л. Франка, А. Эллиса, А. Бека - направлена на обучение пациента способам совладания с тревогой, страхами и негативными мыслями.

Семейная терапия М. Боуэна, В. Сатир, Р. Минухина – способствует гармонизации отношений между членами семьи, формированию адекватного отношения и адекватной поддержки членов семьи по отношению к пострадавшему от насилия.

Групповая терапия – помогает в осознавании ролевых стереотипов и поведенческих паттернов, способствует развитию новых форм контакта в группе.

Однако важно помнить, что любая форма психотерапии имеет свои ограничения и даже противопоказания в использовании.

В частности, использование психоаналитической кушетки может вызвать у пострадавшего утяжеление симптоматики и в некоторых случаях спровоцировать психотическое состояние. При использовании символических методов работы важно, чтобы клиент имел достаточно высокий интеллектуальный уровень, в ином случае психологическая работа может обострять у него переживания неполноценности. Терапия реальностью, используемая на более ранних этапах психотерапевтической работы, совершенно противопоказана, так как провоцирует пострадавшего взять на себя ответственность за случившееся с ним. При использовании групповой терапии важно проводить предварительный отбор участников группы и оценивать способность потенциального участника справляться с тревогой. Слишком раннее использование группового формата работы может способствовать ретравматизации сложного участника.

Некоторая часть текста данной публикации скопирована из Интернета или других открытых источников: https://www.b17.ru/blog/psi_help_victim_of_violence/?ysclid=l5uwu2fl0651998148

Что делать Психонасилие