Насилие в зоне доверия

Возможна ли жизнь без насилия?

Возможна ли жизнь без насилия?

Большая часть проблем человечества во взаимоотношениях между собой так или иначе имеет корень в насилии. Насилие (как комплекс паттернов поведения, имеющего агрессивную природу) - основная стратегия животного выживания, из которой мы медленно и непросто прорастаем в социальные навыки, которые принято считать подлинно человеческими качествами. Поэтому на данный момент нашего развития насилие пока еще широко распространено и глубоко укоренено в нашем мире и человеческом поведении. Для лучшего понимания каким образом мы можем снижать уровень насилия, мы постараемся в этой статье рассмотреть один из важнейших факторов, способствующих его проявлению.

Но прежде чем рассмотреть этот фактор мы должны обратить свое внимание на то, откуда насилие берет своё начало в природе человека. Без этого мы не сможем реалистично и ясно оценить его положение в психике и жизни, а значит не сможем выбрать верного действия или поведения соприкасаясь с насилием во внешнем и во внутреннем мире.

Фрейд в свое время сказал: «Миром правят жажда власти, секс и чувство голода». В этом высказывании Фрейд отметил жажду власти вначале, возможно потому, что наблюдал какое важное место для этой движущей силы отведено в жизни человека.

Стремление властвовать, доминировать  и контролировать является критически важной в животной части психики человека. И как бы мы не стремились отвернуться от своей животной природы, но тем не менее очень большая часть наших важных действий, выборов и решений исходит именно из неё.

В ходе становления человека, как биологического вида, насилию отведено очень большое место. Мир животных, наших предшественников, основан на жесткой борьбе и конкуренции, где выживает сильнейший, т.е. наиболее способный навязывать свою волю и удовлетворять собственные потребности, вопреки воле и потребностям другим. В мире животных нет дружбы, взаимопонимания или сострадания, так же как и бессмысленны такие понятия, как честность. Случается симбиоз, но он не имеет ничего общего с вышеперечисленными качествами. Ключевой момент становления человека - появление общества и его таких неотъемлемых частей, как совместный труд, совместная собственность, совместное накопление знаний, то есть совместное добывание жизненно важных ресурсов. Однако по сей день для человека  существует очень большой соблазн - завладеть одному благосостоянием, которое создается большим количеством людей в труде, предполагающим справедливое распределение его результатов, чужим имуществом и жизнью или ресурсами, которые должны принадлежать обществу. Мы сегодня наблюдаем этот процесс повсеместно в глобальном масштабе, ведь как известно бОльшая часть ресурсов принадлежит очень маленькому проценту населения. Если человек умеет и имеет возможности анализируя слабые места и слепые зоны других выстраивать стратегии и манипулировать - очень сложно отказаться от того, чтобы не использовать это себе на благо.

Ещё Аристотель отмечал, что склонность к насилию является неотъемлемой частью человека от природы и что звериное начало от рождения развивается легко и само по себе, здесь не нужно прикладывать никаких усилий. В тоже время именно та часть, которую принято называть «человеческой» - этика, мораль, справедливость, эмпатия - все эти качества и понятия нужно развивать в человеке воспитанием, часто прикладывая при этом процессе большие усилия. Но даже "благородная" генетика и хорошее воспитание не решают полностью вопрос склонности к насилию и не дают полных гарантий.

То, в какой среде воспитывался человек, какие примеры видел перед собой очень важно, но не является единственным определяющим фактором в этом сложном вопросе. Современные психологи, занимающиеся проблемами зависимых отношений, насилия в семье и работающие с большим количеством манипуляторов говорят о том, что неутешительная статистика демонстрирует нам такой факт: чаще всего насильник выбирает путь негативного доминирования не потому, что пережил травмы и насилие в детстве, а потому что осознанно видит для себя путь агрессии как самый эффективный и привлекательный. Да, действительно насильники часто в детстве сами переживают насилие, но выбирают нести насилие дальше не от безвыходности и не потому, что его не научили иначе, а потому что идти этим путем ему нравится. Ведь в таких же семьях вырастают и другие дети, например которые, наоборот, помня насилие, стараются избегать его, борются с ним, стыдятся проявлений насилия в себе  или становятся сами жертвами насилия, стараясь иногда годами усмирить и изменить насильника или манипулятора.

Таким образом следуют признать, что одним из важнейших причин насильственного поведения людей являются стратегии поведения, унаследованные в результате сотен миллионов лет эволюции, на протяжении которых насилие было ключевым инструментом выживания и размножения.  Так же следует понимать, что и по сей день в человеческом обществе насилие часто является самым коротким путем получения желаемого, если это не встречает сопротивления окружающих.  

Можно подметить следующую тенденцию: человека, который выбирает путь справедливости и  добра хорошее отношение делает лучше, мягче, благодарнее, а человека, который выбирает путь насилия хорошее отношение лишь распаляет и делает ещё «хуже». Такой человек не испытывает благодарности, а хочет взять ещё больше. Опыт терапевтов и их статистика (например работы Джорджа Саймона в его книге «Манипулятор в овечьей шкуре») работы с насильниками показывает - к сожалению, что такие люди чаще позитивно реагируют только на силу. Большая часть порталов по предупреждению насилия даст один и тот же совет: не пытайтесь договориться с насильником, или сражайтесь или бегите! Безнаказанность действует на агрессоров как бензин на огонь, - они идут напролом и никакие разговоры о добре и травмах их не трогают.

Люди, склонные к состраданию и справедливости хотят жить опираясь на принципы эмпатии, исцеления и доброты и это прекрасное явление в нашем мире, которое, естественно, каждый нормальный человек хочет и разделять и поддерживать. И в тоже время, мы должны обратить особенное внимание на лозунги типа: «насилие невозможно остановить насилием». Подобные прекрасные слова должны обязательно становится нашей тенденцией и ориентиром на будущее , но реальное положение вещей, соответствующее текущему уровню развития человека, требует признания следующего неприятного факта: намеренно проявленное насилие чаще всего нужно и важно останавливать именно проявлением силы. То есть по сути контролируется насилие именно другим насилием. К примеру, такие общепринятые регулирующие системы, как Уголовный Кодекс и МВД, следящее за его исполнением, - это открытая угроза человеку, который может сделать выбор в сторону нарушения прав и благополучия других людей. И как показывает опыт и статистика - ужесточение законов приводит к уменьшению насильственных проявлений, так как большая часть людей не проявляют агрессию не от любви к человечеству, а  именно потому что опасаются наказания.

Защитники прав женщин в семье, например, требуют именно принятия закона против насилия в семье, они понимают, что прямая угроза наказания на агрессора подействует лучше, чем увещевания, жалость и понимание. Важно подчеркнуть, что мы не пытаемся отрицать всю  важность воспитания, исцеления и просвещения, наоборот, именно ориентир на взаимодействие и жизнь без насилия является нашей самой сильной мотивацией для создания этого проекта. Но мы считаем одной из самых важных задач для всех нас  - это не питая иллюзий увидеть реальное положение и место насилия в жизни человека и ясно осознать его природу.

Что бы решить такую важнейшую проблему необходимо смотреть трезво и реалистично. Ни в коем случае мы не призываем считать насилие нормальным или хорошим и уж тем более желаемым. Нет. Но если мы не увидим реальное место агрессии в поведении и истории человека и человечества, мы продолжим его просто вытеснять в неосознанную часть нашего бытия, где, как известно, все негативное проявляется наиболее опасным и разрушительным образом. Так мы не сможем никогда найти настоящие и реальные инструменты и способы взаимодействия с такой глубокой, важной и интенсивной частью природы человека.

Признавая существование агрессии мы не потворствуем ей, но мы учимся взаимодействовать с ней без фантазий, без романтизации и без притворства. Нам будет легче видеть вещи такими какие они есть, легче противостоять насилию, легче защищать себя и других. Мы сможем противостоять насилию без ложного опасения показаться грубыми и злыми. Любой психотерапевт скажет, что самые сильные проблемы человека это те, что вытеснены на уровень подсознания, так как кажутся человеку невыносимыми. Вопрос насилия и  сейчас и всегда был именно таким вопросом - одним из самых ярких конфронтаций и внутри человека и в жизни вокруг нас.

Человек рассуждая о вопросах насилия часто находит утешение и опору в очень радикальных и противоположных позициях: например, милитаризме или пацифизме. Милитаристы считают войну обязательной и полезной, так как видят в ней разрядку для природной агрессии и мощный стимул для прогресса.

Пацифизм более сердечная и очень ярко пропагандируемая позиция в последнее время, но к сожалению, она остаётся всё такой же радикальной позицией, к которой человечество никак не готово: пацифист стоит на том, что никогда, ни при каких условиях, какова бы не была ситуация, ты не можешь применять насилие.

Пацифизм это очень важная и хорошая перспектива и идеал на будущее, но в современном мире сейчас эту концепцию невозможно реализовать до тех пор, пока естественная склонность человека к агрессии не будет каким то образом эффективно контролироваться. Пока, к сожалению, идеи пацифизма часто используются умелыми манипуляторами для того, чтобы влиять на мнения людей и вести насилие более тонкими и изощренными способами.

Важно понимать, что ориентир на светлое будущее невозможно использовать как Закон, действующий уже сейчас. Ориентир, идеал очень важен, чтобы двигаться и развиваться в правильном направлении, но для совершения правильных, конструктивных действий в текущих ситуациях нужно обязательно учитывать настоящее положение дел и тот реальный выбор, который у нас есть в действительности, а не светлых мечтах.

Психика человека - очень сложная система, результат миллионов лет эволюции, в ходе которой стремление к агрессии и насильственное поведение являлось одним из важнейших эволюционных механизмов. Как ни парадоксально, но насилие является тем, благодаря чему мы выжили и имеем возможность жить сейчас. Сердцем это очень сложно принять, но нам кажется, именно здесь кроется очень важный ключ к решению проблем - мы должны найти возможности и силы признать свою природу, корни, положение дел и искать выходы и решения, опираясь, на то что есть в действительности, а не на приятные фантазии, какими бы светлыми и возвышенными они ни были.

Тема добра и зла фундаментальна настолько, что мы можем найти её везде, начиная от сказок для самых маленьких. И в тоже время она настолько сложна, что однозначных ответов и надежных решений нам не дают до сих пор даже лучшие философы и ученые.

Очень популярно и приятно считать, что по мере развития цивилизации человек становится более ненасильственным, но если внимательно присмотреться к основным изменениям в мире, то можно отметить, что на самом деле меняются и становятся более изысканными и тонкими лишь способы манипуляции и методы насилия, а не само стремление к власти и подавлению, ради своих интересов.

Да, методы насилия меняются, но суть остаётся той же. Применение насилия в мире происходит на каждом шагу от семейных систем до внешней и внутренней политики стран. И чтобы понимать что делать дальше мы должны принять для начала, что стремление к агрессии есть естественное стремление человека, которое базируется на его глубинных потребностях выжить, реализоваться, найти своё место, защитить себя и процветать.

Многие развивают идеи о том, что прямо сейчас человек может быть совершенно лишен агрессии и что её становится меньше по ходу того как человечество развивается. Тем самым вместо того, что бы ясно высветить агрессию и выделить для нее наиболее безопасное и конструктивное место в нашем обществе и жизни, мы загоняем ее в темный чулан, вдали от света сознания персонального и общественного. И здесь, как ни парадоксально, мы являемся свидетелями одного из самых успешных методов манипуляции. Ведь убеждать окружающих, что весь мир давно уже живёт без агрессии и насилия, поэтому заботиться о защите своих интересов, границ и потребностей стыдно - лучший способ усыпить бдительность и открыть возможности совершать насилие самому. Известно, что в личных и семейных драмах ярко и показательно взывают к пониманию, бескорыстной любви, прощению и состраданию именно манипуляторы и насильники. Действительно добрый и любящий человек не кричит о любви и доброте, а проявляет эти прекрасные качества в своих поступках и отношении к окружающим. Такие люди прежде всего заботятся о том, что бы самим проявлять любовь и доброту, а не стараются выбить их из окружающих себе на выгоду. Громче всего о важности мира кричат те, кто собирается устроить войну. Громче всего о демократии и правах кричат те, кто устраивает неравенство. Манипулятор всегда очень озабочен тем, какое впечатление он производит на окружающих, ведь ключевой успех его скрытых стратегий это доверие к словам и отсутствии пристального внимания на делах и поступках. Поэтому часто именно из уст манипуляторов звучат самые яркие призывы и лозунги о "всеобщем благе." Честных и добрый человек проявляется в делах, а не в настойчивом стремлении навязать окружающим свой позитивный образ. И именно идеи ненасилия и всеобщего блага используют тонкие манипуляторы сейчас совершая беспрецедентные акты насилия в мировом масштабе.

Естественно, - неконтролируемая агрессия, жажда власти и доминирования приводит к необратимым негативным  последствиям как для человека, так и для общества, но отрицание существования агрессии не решает вопрос, не лишает агрессию силы, а лишь воздействует на её форму - делает её более скрытой, утонченной и завуалированной. А значит и реальные возможности трезво иметь дело с насилием стремятся к минимуму. По сути, сейчас выигрывает тот, кто практикует насилие более тонко и изощренно и кому удается лучше других замаскировать его под добродетель.

Нас всех приучили думать только о розовом и сладком, стремится к развлкательно-потребительской жизни без сложностей, без отвественности, без борьбы. И в личной и в общественной жизни нынче не принято открыто говорить о своих интересах, если они могут вызвать разногласия, сопротивление и конфликт. И нападение и защиту нынче принято маскировать, скрывая свои истинные мотивы за благостными картинками и лозунгами, которые нравятся людям и не нарушают розово-сладкой идиллии.
Поэтому насилие сейчас сложно вычислить, ведь оно маскируется за хорошим и правильным. Но импульс не становится иным, там где человеку или системе нужна власть - её стремятся получить вопреки воле и благополучию других. И если агрессора окружают пацифисты, он легко адаптирует свои действия под необходимые  внешние атрибуты и соответствия и продолжит делать своё дело.

Искоренить глубинные  инстинкты человека, которые формировались сотни миллионов лет за пару сотен лет невозможно, невозможно полностью исключить насилие из нашей жизни прямо сейчас. Но возможно определить для агрессии своё место в жизни, назвать вещи своими именами , понимать законы и причины возникновения этого состояния и найти возможность направить наши инстинкты на поддержание здоровых границ, баланса и силы человека и общества, а не на их разрушение. Таким образом правильная постановка задачи, это постепенно сокращать уровень насилия, используя справедливую силу для защиты законных потребностей, прав и границ против сил, стремящихся их нарушить. Только тогда законы и институты, призванные отслеживать, контролировать и корректировать насилие, будут действительно эффективно работать. Именно поэтому мы отмечаем процесс отрицания и нивелирования склонности человека в индивидуальном и групповом поведении к насилию как важнейший фактор распространения насилия.
Жизнь без насилия